Процесс освоения огня любопытным образом преломился в общественном сознании, особенно в мифотворчестве. В начале огонь в мифах изображается как чисто материальный предмет, какого-либо олицетворения или обожествления огня здесь нет и в помине.
Этот тип мифов отвечает древнейшему укладу жизни — охотничьему быту, на завершившейся оседлости.
Этапу более прочной оседлости соответствует формирование иного мифологического персонажа, уже олицетворенного; это - «мать огня», или «хозяйка огня», «мать очага», как ее называют еще и сейчас народы Сибири и Севера. В основе этого образа лежала вполне реальная действительность: роль женщины в добывании и поддержании огня в первобытную эпоху была чрезвычайно велика.
Поэтому относительно огня, в частности домашнего очага, широко распространены разные поверья, суеверные запреты и прочее. Зажигание нового огня должно происходить по определенным правилам, с соблюдением известных обрядов. се это свидетельствует о том, что огонь считался чистой и очищающей стихией.
Та же реальность отразилась и в повсеместном - у всех народов – использовании огня в народной медицине. Трудно перечислить все способы использования его«целительной» функции: прижигание больного места печной золой, окуривание, копчение, «освящение» лечебных средств и прочее.
Так складывался сложный олицетворенный образ «духа огня», ставшего объектом религиозного почитания.
Именно отсюда во многих религиях (особенно государств классического Востока и античного мира) существовали боги, олицетворяющее идеологическое и символическое значения огня.
Однако в современной структуралистской этнологии огню не уделяется почетного места. Самое большее, чем он становится в настоящий момент - внешним выражением общности людей.