Вторник, 16.04.2024, 10:52Главная

Меню сайта

Поиск

Мини-чат

Наш опрос

Хотели бы Вы жить в Аст Ахэ?
1. Да, конечно.
2. Может быть
3. Вряд ли
4. Нет
Всего ответов: 73
Резьба по дереву - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Аст Ахэ » Мастерская » Резьба по дереву
Резьба по дереву
МирдаДата: Пятница, 28.08.2009, 03:08 | Сообщение # 1
Таир'энн'айно
Группа: Страж
Сообщений: 2057
Репутация: 15
Статус: Offline
Нет такого народа, у которого не был бы окружен почетом мастер. Руки умельцев веками строгали, ковали, лепили, резали... Много создали они нужного в хозяйстве, но, кроме удобства и прочности, человек всегда ценил и красоту.
Одним из самых распространенных и интересных материалов для такого творчества является дерево. Без единого гвоздя, топором и другими нехитрыми инструментами наши предки строили дома и крепости, вырезали посуду и узорчатые украшения.
Но для того, чтобы своими руками сделать что-то особенное, необязательно идти в лес и валить деревья. Вы можете просто нарезать ивовых прутьев или содрать с поваленной березы бересту. Даже обычная солома может приобрести необычайную красоту.

Инструменты и материалы.

Для того чтобы работать с древесиной, нужно иметь специальные инструменты. Ниже приведем краткий перечень необходимых для резьбы инструментов.

1) Нож-косяк

Особенностью этого ножа является его скошенное лезвие. Есть и еще одно название - сапожный нож, потому что он используется и в сапожном ремесле.

2) Прямая стамеска

Для резьбы по дереву используются прямые стамески, которые различны по ширине полотна. Прямые стамески используются для вырезания углублений различной формы, выравнивания плоскости поверхности.

3) Долото

Часто бывает, что прямые стамески путают с другим, очень похожим на них инструментом - долотом. Внешне они действительно похожи, но различие заключается в их использовании .
Долото - долбежный инструмент и используется только в комплексе с деревянным молотком - киянкой. Это более массивный и крупный инструмент и, соответственно, предназначен для более грубой работы.

4) Полукруглые стамески


Полукруглые стамески


Угловые стамески

Более специфичными для резьбы по дереву представляются полукруглые стамески. Они необходимы там, где нужно сделать углубление полукруглого или плавные линии, которые с помощью прямых стамесок сделать невозможно. Основное различие между полукруглыми стамесками состоит в ширине полотнам и в радиусе его окружности, а также в величине радиуса: чем меньше радиус, тем больше глубина данной стамески.

Крутую стамеску используют для удаления древесины и выборки углублений. Основное же использование угловых стамесок сводится к выборке углублений и нанесению контура первоначального рисунка по линиям карандаша, которые при работе быстро затираются и становятся незаметными.

5) Стамески -клюкарзы

Существует еще одна разновидность стамесок, которые называются клюкарзами. Существует еще одна разновидность стамесок, которые называются клюкарзами (рис. 6). Такие стамески делятся на несколько видов: прямые, полукруглые и угольные. От других стамесок они отличаются изогнутой формой полотна. Также различие заключается в ширине полотна. Полукруглые клюкарзы еще различаются по радиусу, а угловые - по величине угла. Немаловажными представляются характер и величина изгиба. Основное использование таких стамесок сводится к выборке древесины в труднодоступных местах или на достаточно большой глубине- там, где невозможно использовать обычную стамеску. Для резьбы по дереву необходимо несколько узких клюкарз: прямая, глубокая, полукруглая и угольная.

При работе с острым инструментом во избежание несчастных случаев необходимо соблюдать меры предосторожности. Еще одно правило заключается в том, что необходимо хорошо закреплять заготовку во время работы, а не использовать руку в качестве фиксатора. При работе старайтесь направлять движение инструмента от себя, а не на себя.

Организация рабочего места

Для того чтобы ваше изделие удалось, недостаточно иметь талант, опыт и хорошие инструменты. Нужно еще и хорошее рабочее место. Можно приспособить массивный деревянный табурет, лавку или большой деревянный чурбак. Поверхность рабочего стола не должна быть низкой, чтобы не сутулиться при работе, или высокой, из-за чего слишком быстро будут уставать руки. Необходимо позаботиться об освещении. Свет должен падать с левой стороны, чтобы тень от резца не мешала вам видеть орнамент или рельеф изделия, и не должен слепить при работе. Желательно среднее, мягкое и рассеянное освещение, которое не будет напрягать глаза и даст возможность увидеть игру светотеней на рисунке.


Всё никак не понять, что же ближе - земля
Или трещины в ней?
 
МирдаДата: Пятница, 28.08.2009, 04:31 | Сообщение # 2
Таир'энн'айно
Группа: Страж
Сообщений: 2057
Репутация: 15
Статус: Offline
Выбор материала.

При выборе бруска древесины прежде всего ориентируйтесь на текстуру древесной породы. Если вы задумали повесить свой шедевр на стену и смотреть на него, то предпочти тельнее в этом случае использовать древесные породы со слабовыраженным текстурным рисунком. В этом случае он плохо различим и его наличие не играет важной роли. Такой же тип древесины используют и для объемной резьбы, где на первый план всегда выходит сама форма, а не текстурный рисунок. Древесина со слабо выраженной текстурой также хорошо подходит и для рельефного рисунка, который будет накладываться на природный орнамент, что, скорее всего создаст излишнее нагромождение деталей.
Древесные породы с ярко выраженным текстурным рисунком преимущественно используются в тех случаях, когда текстура является самостоятельным художественным элементом. Рисунок накладывается не поверх текстуры, а призван лишь подчеркнуть красоту природного орнамента.
Большое значение имеет и то, из какой части дерева взят брусок. Хотя необходимо отметить, что для резьбы пригодны практически все части дерева, за исключением, естественно, листьев. Очень интересными получаются вещи выполненные из корня и некоторых ветвей, не говоря уже о самом стволе, который представляет собой наиболее ценную часть всего дерева. Из него, как правило, делают заготовки.
Выбранный вами рисунок должен полностью соответствовать размерам заготовки. Если вы хотите выполнить объемную резьбу, вам потребуются достаточно массивные деревянные заготовки. А если вы хотите ограничиться плоскостной резьбой, то для этого подойдут деревянные доски. На самой заготовке предпочтительнее расположить рисунок вдоль волокон, что значительно облегчит вам работу.

Большое значение имеет не только порода древесины и расположение волокон, но и ее качество.
Прежде всего древесина должна быть "здоровой", то есть без следов начинающегося процесса гниения и без примесей достаточно разнообразных и необычных оттенков. Если вы заметили такие признаки, то откажитесь от нее сразу: она может доставить вам много неприятностей или сведет всю вашу работу на нет.


Всё никак не понять, что же ближе - земля
Или трещины в ней?
 
МирдаДата: Пятница, 28.08.2009, 05:51 | Сообщение # 3
Таир'энн'айно
Группа: Страж
Сообщений: 2057
Репутация: 15
Статус: Offline
Виды резьбы

Существует несколько видов резьбы по дереву, которые выделяются по основным художественным приемам и средствам выражения.. Это плоскостная резьба, к которой относятся плосковыемчатая и плоскорельефная резьба, рельефная резьба, прорезная резьба, объемная резьба и домовая резьба.

Плоскостная резьба

Существует несколько видов плоскостной резьбы, среди которых принято выделять плосковыемчатую резьбу и плоскорельефную резьбу.
Главной особенностью этого типа резьбы является то, что узор наносится на плоскую поверхность древесины. В зависимости от того, каким способом выводится рисунок, разделяют выемчатую резьбу, т. е. рисунок предстает в виде углублений, и рельефную резьбу, т. е. рисунок выступает на поверхности. У каждого из этих видов есть множество разновидностей. Среди разновидностей плосковыемчатой резьбы выделяют геометрическую и скобчатую резьбу.

Геометрическая плосковыемчатая резьба

Геометрическая плосковыемчатая резьба является самым простым и наиболее древним видом резьбы по дереву. При выполнении такой резьбы вам понадобится только один инструмент - нож-косяк. Традиционно такой тип резьбы применялся для украшения разделочных досок, рубелей, прялок, домашней утвари, т. е. тех предметов, которые имели плоскую поверхность. Неглубокие выемки этой резьбы являются одним из ее достоинств и позволяют использовать такой тип довольно широко. Геометрическим этот тип резьбы назван из-за того, что здесь используются только геометрические фигуры: треугольники, квадраты, ромбы, окружности, эллипсы. Сам узор возникает из различных сочетаний фигур.
Геометрический орнамент в древности носил не только декоративный, но и символический характер. Все фигуры орнамента вырезаются на плоскости дерева в виде двух-, трех и четырехгранных выемок, которые составляют основной художественный и технологический элемент геометрической резьбы.


Наиболее простым элементом геометрической резьбы является двугранная выемка (рис. 9). Такие двугранные выемки могут быть различными по форме и по размерам, могут быть прямыми и скошенными, глубокими и неглубокими. Трехгранные выемки, или просто треугольники, также являются широко используемым элементом в геометрической резьбе (рис. 10) в зависимости от того, с какой стороны треугольника находится выемка. Различают основные, т. е. углубление находится у основания треугольника, вершинные, т. е. углубление находится у вершины (их еще называют уголками), и центральные, т е. углубление сводится к одной стороне треугольника. Треугольники также различаются и по своей форме.


Орнамент "лесенка"

Боле сложными для выполнения являются четырехгранные выемки. Они также различны по своей форме, глубине и исполнению. Четырехгранные выемки могут быть в форме прямоугольника, квадрата или ромба. Часто встречаются разнообразные круглые и полукруглые глазки, лучики и фонарики, которые не являются основными элементами геометрической резьбы, но очень оживляют ее.
Даже при помощи самых элементарных фигур можно создать оригинальный орнамент. Так, например, из сочетания одинаковых двугранных выемок возникает известный орнамент "лесенка".

Чем больше граней в орнаменте, тем больше комбинаций и типов их соединения. По сравнению с двугранными орнаментами трехгранные выемки, или треугольники, дают больше вариаций. Здесь появляются ромбики, змейки, цепочки и так называемые сеяния. Вершинные углубления в своем соединении создают сколышки, куличик и бусы. Если в рисунке появляется сочетание различных видов треугольников, то орнамент получается еще более выразительным, чем при соединении треугольников одного вида.

Последовательность выполнения геометрической резьбы

Чтобы орнамент получился точным, необходимо вымерить и разметить древесную плоскость под будущий рисунок. Геометрическая резьба удобна тем, что разметку под нее делать проще, чем под другой тип резьбы. Это объясняется использованием геометрических фигур, которые наносятся с помощью чертежного угольника и простого карандаша. Рассчитайте размеры орнамента, а затем твердым простым- карандашом нанесите на поверхность прямые линии, параллельные краям заготовки.
Теперь можно приступить к разметке внутреннего пространства композиции. Квадраты разбейте на более мелкие, а затем на треугольники, которые можно вписать в окружности или овалы для розеток.

После того, как разметка закончена, можно приступать к самой резьбе. Вначале выполните двугранные выемки. Для этого вгоните в поверхность заготовки острие ножа-косяка на 3 мм, а затем на эту же глубину продавите все лезвие ножа. Для прорезания торцовых граней от уже прорезанной срединной линии сделайте два, небольших перпендикулярных прореза.
Простое вертикальное погружение лезвия ножа в окончание срединной линии дает необходимый профиль в глубине заготовки. Теперь плоскости боковых наклонных граней нужно разрезать острием ножа, направляя его движение вдоль срединной линии.
Для того чтобы плоскость получилась с необходимым наклоном, нож нужно держать под углом 30-40°. При другой величине угла выемки получатся невыразительными. После этого легко должна отделиться трехгранная щепка. Если такого не произошло, то это значит, что какие-то грани выемки плохо прорезаны и требуется дополнительно прорезать все грани выемки.
Трехгранные выемки выполняются сложнее. Резьба каждого вида треугольников имеет свои особенности. Резьба вершинных треугольников, или так называемых уголков, выполняется в три приема. Прежде всего вертикально установите острие ножа в точку вершины треугольника, где и будет максимальное углубление. Затем вдоль одной из боковых граней уголка прорежьте древесину на нужную глубину. Теперь установите острие ножа в прорезанную вершину и сделайте срединную линию на ту глубину, на которую будет прорезаться треугольник.
Установив острие ножа опять в вершину, по боковым прорезам углубите каждую сторону треугольника до средины линии.


Выполнение трехгранной выемки


Технология выполнения четырехгранных выемок

Скобчатая плосковыемчатая резьба

В более позднее время в геометрической резьбе появился новый элемент - скоба, который стал широко использоваться в комбинации с геометрическими выемками, а также в сочетании с контурной резьбой.
То, что скоба представляет собой интересный элемент, позволило мастерам выделить скобчатую резьбу как самостоятельное направление. Впрочем, на практике скоба достаточно редко используется сама по себе, чаще встречается в комбинациях с другими элементами.
Скобчатая плосковыемчатая резьба представляется менее трудоемкой, чем геометрическая, и требует гораздо меньших затрат времени. Характерной особенностью скобчатой резьбы являются округлые различные формы и линии орнамента, которые дают более мягкую игру светотени. Здесь светотень более рассеянна, плавней и равномернее распределяется в выемках. Кроме ножа-косяка, без которого невозможно обойтись при выполнении геометрического орнамента, вам потребуется еще и достаточно большой набор полукруглых стамесок, без которых этот вид резьбы просто невозможен.

Технология выполнения скобчатой плосковыемчатой резьбы

Из основных простейших элементов скобчатой резьбы (глазков, скоб, лунок, ноготков) можно скомбинировать более сложные фигуры орнамента например розетки, цветки, листочки, круги, волны.
Принцип выполнения скобчатой плосковыемчатой резьбы сводится к двум последовательным технологическим приемам - насечке и подрезке. В результате получается все многообразие художественного арсенала этой резьбы. Насечка выполняется следующим образом: стамеска ставится вертикально к обрабатываемой поверхности, при помощи небольшого надавливания ее лезвие прорезает контур элемента на всю его глубину.
В отличие от насечки, которая выполняет вертикальные профили элементов, подрезка создает все наклонные профили. Этим она похожа на технику геометрической резьбы. Чтобы при подрезке получился более чистый профиль выемки, расположите орнамент так, чтобы лезвие стамески двигалось вдоль волокон, а не поперек, в зависимости от того, в какой части выемки расположено максимальное углубление выделяют несколько типов элементов скобчатой резьбы.
Лунки можно выполнить с углублением у овального края и с углублением в центре. Для того, чтобы получилась лунка с углублением у овального края, понадобятся полукруглая стамеска и нож-косяк. Прежде всего продавите древесину стамеской на глубину 3 мм. А затем подрежьте лунку ножом по наклонной плоскости на всю глубину просечки.
Лунка с углублением в центре выполняется немного иначе. Прежде всего прочертите среднюю линию, по которой ножом сделайте вертикальный прорез на глубину 3-4 мм. Эту насечку можно сделать прямой стамеской, у которой фаска сделана полукругом, что позволяет еще аккуратнее выполнить профиль просечки.
Полукруглой стамеской сделайте подрезку. При этом получится овальная вогнутая выемка. Стамеска, достигнув центральной линии, должна полностью отделить щепку с одной стороны.
В зависимости от того, с какого края расположено углубление, разделяют внутренние и внешние ноготки. Для того, чтобы выполнить внутренний ноготок, полукруглой стамеской сделайте насечку, а затем разрежьте ее края.

[img]http://www.traditions.ru/books/rezba/15.jpg [/img]
Выполнение внутреннего ноготка.

Чтобы сделать внешний ноготок, также полукруглой стамеской сделайте контур будущего ноготка и подрежьте уже косяком. После этого также полукруглой стамеской подровняйте наклонную плоскость, повернув стамеску выгнутой стороной вверх.
При помощи полукруглой стамески можно выполнить самые различные узоры. Если поворачивать стамеску все время в одну сторону, то получится круг. А если чередовать ноготки или лунки, направленные то вверх, то вниз, то получится своеобразный орнамент волны.


Выполнение узоров.

Резьба с подушечным фоном

Отличительная черта такой резьбы заключается в том, что некоторые детали располагаются по уровню ниже, чем основной рисунок, тем самым создается богатая игра светотени. Сама композиция от использования резьбы с подушечным фоном выигрывает графически.

Резьба с выбранным фоном

Контуры орнамента при такой резьбе выглядят четче. Большую роль играет богатая игра светотени.
При резьбе с выбранным фоном получаются выпуклые подушечки на плоском фоне. Фон специально пробивается прямой стамеской или ножом-косяком, а края подушечек сглаживаются, заоваливаются.

Абрамцево-кудринская плоскорельефная резьба

Этот тип резьбы пользуется наибольшей известностью и популярностью. Она бывает как с подушечным, так и с выбранным фоном. Прежде всего сделайте эскиз орнамента, который должен быть изготовлен в натуральную величину. Затем эскиз с бумаги переведите при помощи копировальной бумаги на поверхность деревянной заготовки, а затем обведите простым карандашом.


Подрезка и заоваливание орнамента.

Для резьбы вам понадобятся нож-косяк, плоские и полукруглые стамески, а также стамески-клюкарзы. Как и в скобчатой плосковыемчатой резьбе, основные приемы здесь - надрезка и подрезка.
Надрезка делается неглубокой - примерно на глубину 1,5- 2 мм. И нож, и стамеска при надрезке ставятся вертикально контуру рисунка. При самой надрезке нож нужно ставить немного под наклоном к поверхности. Ножом также можно сделать и подрезку, которую проводят со стороны фона, оставляя рисунок нетронутым. Там, где при надрезке рисунка использовалась стамеска, рисунок также подрезается ею. Затем можно приступить. К заоваливанию орнамента, который делается косяком и плоскими стамесками. Ребра рисунка заоваливаются более круто, чем ребра фона.

Теперь можно переходить к нанесению на рисунок мелких деталей, например прожилок листьев, оперения птиц и других мелких штрихов. Если вы хотите, чтобы рисунок выглядел более выпукло, можно еще выбрать весь фон. Таким образом получится резьба с выбранным фоном. Для этого удобно использовать стамески-клюкарзы.
Прежде всего полукруглыми клюкарзами выберите древесину, а затем при помощи плоских стамесок подровняйте фон. Придать еще большую выразительность поверхности фона можно, сделав на ней с помощью простых пробойничков или чеканов узор из точек.

Рельефная резьба

Этот тип резьбы очень похож на плоскорельефную резьбу. Тем не менее здесь есть ряд отличий. Чаще всего эта резьба используется при украшении мебели и интерьера. От плоскорельефной резьбы она отличается более глубоким и неплоскостным рельефом орнамента. Сам рельеф получается объемным; достаточно высоко выступающим над плоскостью фона. В зависимости от этого выделяют барельефную и горельефную резьбу, которые мало чем отличаются по технике выполнения. Используются все инструменты для резьбы по дереву.
Прежде всего вычертите рисунок на листе бумаги в натуральную величину. Если будущий рельеф будет достаточно сложным, состоящим не из одного уровня, можно сделать эскиз из пластилина. Затем перенесите узор на заготовку. Ведите простым твердым карандашом. Теперь ножом или ста меской подрежьте контур полученного рисунка. Надрез должен быть вертикальным, чтобы не забрать несколько миллиметров от узора. Затем сделайте подрезку. Для этого удобно использовать плоские или полукруглые стамески, направив их к поверхности под углом 45 градусов. Постарайтесь не заходить за границу будущего рисунка.


Подрезка контура рисунка.

Теперь предстоит выбрать фон. Для этого лучше начинать с больших участков, постепенно переходя к маленьким. При этом от вас потребуется большое внимание и четкий глазомер, чтобы фон получился на одной глубине.
Теперь, когда четко видны основные контуры орнамента, можно приступать к прорезанию форм рельефа. Прежде всего грани нужно заовалить. Это делается так же, как и при плоскорельефной резьбе. Сначала под углом 45 градусов снимается с краев древесина, а затем сглаживается круглой стамеской.
Перед тем как приступить к детальному прорезанию рисунка, вновь возвратитесь к фону и сделайте окончательную зачистку. Нужно все мелкие неровности, сгладить небольшие перепады глубины и другие погрешности. Для зачистки фона удобно использовать плоские стамески и клюкарзы.
Так же как и раньше, сначала уделите внимание большим участкам, а потом постепенно переходите к мелким. После того как весь фон зачищен, переходите к выравниванию поверхности рельефа. После этого можно приступать к прорезыванию более тонких и мелких деталей на рельефе и нанесению на фон чеканного узора из точек.


Всё никак не понять, что же ближе - земля
Или трещины в ней?
 
Форум » Аст Ахэ » Мастерская » Резьба по дереву
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz