Ещё один способ, более подробно описанный и во многом схожий с первым. Изготовление кожанной фляжки.
Итак, для начала я решил сделать простой вариант фляжки, конструктивно схожий с кожаными бутылями с «Мэри Роуз». Чепрак для изготовления фляги использовать не стал, хотя слышал о том, что его успешно применяют. Во-первых, он несколько толстоват (во всяком случае тот, с которым работаю я), во-вторых – несколько неисторичен. Для своей фляжки я использовал сыромять КРС толщиной 2-3 мм. По этнографическим данным наши соседи «слева» - башкиры использовали лошадиные шкуры, а соседи «справа» - казахи кроме шкур лошадей использовали также и верблюжьи. При работе со шкурами возможны следующие нюансы:
1 при использовании необработанной шкуры её надо подвергнуть обезволашиванию, мездрению, отмоке, мягчению, дублению, ну и т.д.
2 при использовании заводской сыромяти необходимо подшлифовать бахтарму и вымочить кожу в воде , дабы удалить консервирующие квасцы (сыромять на заводе подвергают квасцовому дублению) Впрочем, если для интересующего времени\региона квасцовое дубление известно – можно оставить всё как есть.
После подготовки кожа была подвегнута таннидному дублению в отваре дубовой коры и выполоскана в растворе уксуса (для закрепления).
Для сшивания фляги я использовал вощёную льняную нить (толстую) . Башкиры для этих целей использовали конский волос. Вероятно, можно использовать и сухожильные нити, но такой роскоши у меня пока в хозяйстве не водится.
Кожа после обработки в уксусе расстилается по ровной поверхности и СЛЕГКА прижимается грузом . После высыхания выкраиваются две половинки фляги и сшиваются вместе. При этом швы делаются «в две иглы», т.е. не - - -, а ----. ВАЖНО, чтобы при шитье игла не расщепляла ранее проложенный стежок, и чтобы она входила ТОЧНО в отверстие, пробитое раньше шилом.
Первый контур проходит в 1,5 см от края, второй – параллельно первому на расстоянии 5-7 мм наружу. Первый вариант фляги у меня тёк потому, что я сделал только один контур, второй – потому, что в нескольких местах не попал иглой в первоначальные отверстия.
После сшивания заготовка фляги бросается в воду на 4-6 часов. Не стоит оставлять её в воде надолго – кожа «раскиснет» и будет излишне тянуться при дальнейшей работе.
После увлажнения можно приступать к формовке . Варианты есть разные, я использовал самый простой – набивку песком. Насыпаем сухой песок, периодически трамбуя его. Следим, чтобы стенки фляги излишне не истончались и чтобы не появлялось «слабых мест». Одновременно придаём фляжке желаемую форму. В последнюю очередь формуем горлышко на оправке, по диаметру чуть меньшей, чем будущая пробка (ну, или вытачиваем пробку чуть толще оправки).
После высыхания кожи песок из фляги высыпается , посудным ёршиком освобождаем внутренность фляжки от остатков песка и приступаем к вощению.
Сперва обрабатываем наружнюю поверхность, «купая» фляжку в кипящем воске. Начинаем с обработки швов, затем переходим на боковую поверхность. Протираем ещё не остывшую флягу мягкой тряпкой (до блеска). Теперь обрабатываем внутренности. ВАЖНО, чтобы воск внутрь фляги заливался кипящим. Во-первых, это надёжнее изолирует швы, во-вторых, существенно снизит расход воска. Внутреннюю поверхность обрабатываем в несколько приёмов (на литровую фляжку – три захода , один по шву, два – по боковинам).
В отступление от исторических реалий для гидроизоляции я использовал пчелиный воск, ибо выбор предков – дёготь и смола – меня не очень прельщает в виду крайней неполезности данных веществ для организма человека.
По нижеприведённому адресу лежит мануал с картинками и выкройками . Язык – английский.
http://www.geocities.com/ladysveva/Leather/LeatherBottle.html
Вот то, что у меня получилось. Крайне неисторичная заплатка, видимая на одном из фото – результат не очень удачного выбора куска кожи – дырочку до момента набивки не было видно вообще, но стоило коже натянуться – вся правда и вылезла.
материал взят отсюда